РП химия 9 класс

МУ «Комитет по образованию города Улан-Удэ»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42»
Рассмотрено на МО
учителей естественных наук

Согласовано на МС школы

(название учебного предмета)

Протокол № __ от «___»

Протокол № __ от «____»
_______ 2022_г.
Руководитель МО
__ Батуева М.С.

________ 2022____г.
Руководитель МО

_

Ермоленко А.А.
(ФИО)

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 42
_________________________
_____Путилова Н.Н._____
(ФИО)

Приказ № ___ от «_____»
____________2022_г.

(ФИО)

Рабочая программа
по химии
(наименование учебного предмета/курса)

9 класс
(ступень образования/класс)

2022-2023 учебный год
(срок реализации программы)

Составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования по химии

Программу составил Гребенькова Наталия Николаевна
(ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу)

г. Улан-Удэ
2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Химия 9 класс» составлена в соответствии
с нормативными документами:
•
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской
Федерации»,
•
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным, приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства
образования и науки Российской федерации от31.12.2015 № 1577;
•
ООП ООО ООП СОО МАОУ СОШ № 42, учебным планом МАОУ СОШ № 42,
уставом МАОУ СОШ № 42 г. Улан-Удэ
•
Примерной программой основного общего образования по химии утвержденной
Министерством образования и науки Российской Федерации и авторской программой по
химии для основной школы под редакцией Н.Н.Гара. Авторская программа Н.Н.Гара.
Химия 9 класс, УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.
На реализацию данной программы, согласно учебному плану учреждения, отводится
2 часа в неделю, 68 часов в год.
Используемый учебник: Химия: учебник для 9 класса/Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г./
М.: «Просвещение» 2019 г.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по химии составлена на основе:
•
Фундаментального ядра содержания общего образования;
•
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте общего образования второго поколения;
•
примерной программы основного общего образования по химии;
•
программы развития универсальных учебных действий;
•
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального
пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретённый в школе опыт в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие
обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых
для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих
знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и
бережному отношению к ней.
Изучение химии в основной школе направлено:
•
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике;
•
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений
химических реакций;
•
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний
в соответствии с возникающими жизненными потребностями; на воспитание отношения к
химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу

общечеловеческой культуры;
•
на применение полученных знаний и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающей среде.
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по
химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от
строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления
ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их
строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире.
Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по
химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу
средней (полной) общеобразовательной школы.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное
учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов,
видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению
практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и
правил поведения в химических лабораториях.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты,
изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение.
При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный
предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых
заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы
познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения
химии, проявляются в признании:
•
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
•
ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет
сформировать:
•
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
•
понимание необходимости здорового образа жизни;
•
потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ
в повседневной жизни;
•
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения, грамотная речь. Коммуникативные
ценностные ориентации курса способствуют:
•
правильному использованию химической терминологии и символики;
•
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в
дискуссии;
•
развитию умения открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку
зрения.
Цели обучения с учетом специфики учебного предмета:
Основные цели изучения химии направлены:
•
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
•
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений
химических реакций;

•
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний
в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
•
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
•
на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ
и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач
в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающее среде.
Задачи обучения:
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка
обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального
пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие
обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых
для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих
знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и
бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний и использование различных
источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей
среде.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Химия»
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Выпускник научится:
•
описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
•
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
•
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему
химии;
•
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических уравнений;
•
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также
массовую долю химического элемента в соединениях;
•
сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
•
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли — по составу;
•
описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности
человека) простых веществ — кислорода и водорода;
•
давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших
соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
•
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
•
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств
веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов;
•
различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:
•
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
•
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения
в окружающей природной среде;
•
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
•
использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания
веществ;
•
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и
письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при
обсуждении результатов выполненной работы;
•
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе,
касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение вещества
Выпускник научится:
•
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды
и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности
упорядоченности научных знаний;
•
раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
•
описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических
элементов;
•
характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по
электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической
системы, а также калия и кальция;
•
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную
неполярную и металлическую;
•
изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями
разного вида;
•
выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решётки
(ионной, атомной, молекулярной, металлической);
•
характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения
элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
•
описывать основные предпосылки открытия Д. И. Менделеевым периодического
закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную
деятельность учёного;
•
характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и
периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
•
осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов,
научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
•
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
•
описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
•
применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов
для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
•
развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об
истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как
одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и
техники.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»:
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в
направлении личностного развития:
1.
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
2.
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому
и духовному многообразию современного мира;
3.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных
профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной
образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4.
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
5.
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6.
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7.
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
8.
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и
внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно
принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности
(учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.)
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
1.
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2.
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа
условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в
отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
3.
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать
определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить
эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и
заключения;
4.
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
5.
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов
и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного
обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий;
6.
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;

7.
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета),
свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8.
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9.
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и
социального взаимодействия;
10.
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
11.
умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия
одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и
способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в
достижении цели определенной сложности;
12.
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на
основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том
числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе
учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного
общего образования являются:
1.
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах,
их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
2.
осознание объективно значимости основ химической науки как области
современного естествознания, химических превращений органических и неорганических
веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление
представлений о материальном единстве мира;
3.
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного
обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать
и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и
окружающей среды;
4.
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины
многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также
зависимость применения веществ от их свойств;
5.
приобретения опыта использования различных методов изучения веществ;
наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов
с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6.
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,
связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
7.
овладение приемами работы с информацией химического содержания,
представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных,
схем, фотографий и др.)
8.
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению
химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень
среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое
профессиональной деятельности;

9.
формирование представлений о значении химической науки в решении
современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и
экологических катастроф.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы
основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий
и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать
наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении
действий по решению учебных и познавательных задач.
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение
понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты,
аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и
технических средств информационных технологий (компьютеров и программного
обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно
пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального
взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия
одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и
способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в
достижении цели определенной сложности;

умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том
числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе
учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы
деятельности (УУД), которые формируются в школьном курсе химии и применяются как
в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
Личностные УУД:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения
и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
выбирать средства и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
формирование и развитие по средствам химических знаний познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих результатов;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Обучение химии в основной школе должно быть направлено на достижение
следующих личностных результатов:
овладение на уровне общего образования законченной системой химических знаний и
умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности знаний по химии как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность поведения в окружающей среде –среде обитания всего живого в том
числе и человека
Требования к уровню подготовки обучающихся
Выпускник научится:
Основам организации проектно-исследовательской деятельности;
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов интернет и
библиотек; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении
слов;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы,
строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в
информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска
необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в
частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и
размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в
Интернете;
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии,
опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и
исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление
границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую
систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую
долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности
человека) простых веществ — кислорода и водорода;
• давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений
естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств
веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных
классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
Выпускник получит возможность научиться:
•осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для
объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории
становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного
из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным
уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между
основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости
химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического
равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные
свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое
вещество — оксид — гидроксид — соль;
• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов
получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота
веществ в природе;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ,
имеющих важное практическое значение.
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в
окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания
веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной
коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой,
справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при
обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся
использования различных веществ.
Содержание учебного предмета
№

Тема (раздел)

Содержание темы (раздела)

1.

Повторение
основных
вопросов 8 класса

Периодический закон и Периодическая
система Химических элементов Д.И.
Менделеева в свете теории строения
атома.
Химическая связь. Строение вещества.

Планируемые
предметные
результаты
освоения темы
формирование
первоначальных
систематизированны
х представлений о
веществах, их
превращениях и
практическом

Типы кристаллических решеток.
Химические свойства основных классов
неорганических веществ. Расчеты по
химическим уравнениям.

применении;
овладение
понятийным
аппаратом и
символическим
языком химии;

Демонстрации. Таблица «Виды
связей». Таблица «Типы
кристаллических решеток»

2

Классификация
химических
реакций

Окислительно-восстановительные
реакции.Тепловой эффект химической
реакции. Термохимические уравнения,
расчеты по ним.

осознание
объективно
значимости основ
химической науки
как области
современного
Скорость химических реакций.
естествознания,
Зависимость скорости химических
химических
реакций от различных условий: от
превращений
природы реагирующих веществ,
площади поверхности соприкосновения, органических и
неорганических
концентрации реагирующих веществ,
температуры, катализатора. Химическое веществ как основы
многих явлений
равновесие, условия его смещения.
живой и неживой
Решение задач.
природы;
углубление
Демонстрации.
представлений о
материальном
Демонстрация опытов, выясняющих
единстве мира;
зависимость скорости химических
реакций от различных факторов.
Таблицы «Обратимые реакции»,
«Химическое равновесие», «Скорость
химической реакции».
Расчетные задачи.

3

Электролитическа
я диссоциация

Расчеты по термохимическим
уравнениям
Электролиты и неэлектролиты.
Электролитическая диссоциация
веществ в водных растворах. Ионы.
Катионы и анионы. Гидратная теория
растворов. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей.
Слабые и сильные электролиты.
Степень диссоциации.
Реакции
ионного обмена. Окислительновосстановительные реакции.
Окислитель, восстановитель. Гидролиз

овладение основами
химической
грамотности:
способностью
анализировать и
объективно
оценивать
жизненные
ситуации, связанные
с химией, навыками
безопасного
обращения с

солей.

веществами,
используемыми в
повседневной
Демонстрации. Испытание растворов
жизни; умением
веществ на электрическую
анализировать и
проводимость. Движение ионов в
планировать
электрическом поле.
экологически
Лабораторные опыты. Реакции обмена безопасное
поведение в целях
между растворами электролитов.
сбережения
здоровья и
Практическая работа. Решение
окружающей среды;
экспериментальных задач по теме
«Электролитическая диссоциация».
4

Галогены

Положение галогенов в периодической
системе и строение их атомов.
Физические и химические свойства
галогенов.
Сравнительная характеристика
галогенов. Применение галогенов.
Хлороводород. Получение. Физические
свойства. Соляная кислота и её соли.
Практическая работа. Получение
хлороводорода и изучение его свойств.
Демонстрации. Физические свойства
галогенов. Получение хлороводорода и
растворение его в воде.

5

Кислород и сера

Лабораторные опыты. Распознавание
соляной кислоты, хлоридов, бромидов,
иодидов и йода.
Положение кислорода и серы в
периодической системе химических
элементов, строение их атомов.
Аллотропия кислорода — озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и
химические свойства. Нахождение в
природе. Применение серы. Оксид
серы(IV). Сероводородная и сернистая
кислоты и их соли. Оксид серы(VI).
Серная кислота и ее соли.
Окислительные свойства
концентрированной серной кислоты.
Понятие о скорости химических
реакций. Катализаторы.

формирование
умений
устанавливать связи
между реально
наблюдаемыми
химическими
явлениями и
процессами,
происходящими в
микромире,
объяснять причины
многообразия
веществ,
зависимость их
свойств от состава и
строения, а также
зависимость
применения веществ
от их свойств
приобретения опыта
использования
различных методов
изучения веществ;
наблюдения за их
превращениями при
проведении
несложных
химических
экспериментов с
использованием
лабораторного
оборудования;
умение оказывать
первую помощь при
отравлениях, ожогах
и других травмах,

Демонстрации. Аллотропия кислорода
и серы. Знакомство с образцами
природных сульфидов, сульфатов.
Лабораторные опыты. Распознавание
сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в
растворе

связанных с
веществами и
лабораторным
оборудованием;

Практическая работа. Решение
экспериментальных задач по теме
«Кислород и сера».

6

Азот и фосфор

Расчетные задачи. Вычисления по
химическим уравнениям реакций
массы, количества вещества или объема
по известной массе, количеству
вещества или объему одного из
вступающих или получающихся в
реакции веществ
Положение азота и фосфора в
периодической системе химических
элементов, строение их атомов. Азот,
физические и химические свойства,
получение и применение. Круговорот
азота в природе. Аммиак. Физические и
химические свойства аммиака,
получение, применение. Соли аммония.
Оксиды азота(II) и (IV). Азотная
кислота и ее соли. Окислительные
свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора.
Физические и химические свойства
фосфора. Оксид фосфора(V).
Ортофосфорная кислота и ее соли.
Минеральные удобрения.
Демонстрации. Получение аммиака и
его растворение в воде. Ознакомление с
образцами природных нитратов,
фосфатов.
Лабораторные
опыты. Взаимодействие солей аммония
со щелочами. Ознакомление с азотными
и фосфорными удобрениями.
Практические работы
Получение аммиака и изучение его
свойств.

овладение приемами
работы с
информацией
химического
содержания,
представленной в
разно форме (в виде
текста, формул,
графиков,
табличных данных,
схем, фотографий и
др.)

Определение минеральных удобрений.

7

Углерод и
кремний

Положение углерода и кремния в
периодической системе химических
элементов, строение их атомов.
Углерод, аллотропные модификации,
физические и химические свойства
углерода. Угарный газ, свойства и
физиологическое действие на организм.
Углекислый газ, угольная кислота и ее
соли. Круговорот углерода в природе.

создание основы для
формирования
интереса к
расширению и
углублению
химических знаний
и выбора химии как
профильного
предмета при
переходе на ступень
среднего (полного)
Кремний. Оксид кремния(IV).
общего образования,
Кремниевая кислота и ее соли. Стекло.
а в дальнейшем и в
Цемент.
качестве сферы свое
профессиональной
Демонстрации. Кристаллические
решетки алмаза и графита. Знакомство с деятельности;
образцами природных карбонатов и
силикатов. Ознакомление с различными
видами топлива. Ознакомление с
видами стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление
со свойствами и взаимопревращениями
карбонатов и гидрокарбонатов.
Качественные реакции на карбонат- и
силикат-ионы.
Практическая работа. Получение
оксида углерода(IV) и изучение его
свойств. Распознавание карбонатов.

8

Общие свойства
металлов

Положение металлов в периодической
системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Металлическая связь.
Физические и химические свойства
металлов. Ряд напряжений металлов.

формирование
умений
устанавливать связи
между реально
наблюдаемыми
химическими
явлениями и
Понятие о металлургии. Способы
процессами,
получения металлов. Сплавы (сталь,
происходящими в
чугун, дюралюминий, бронза).
микромире,
Проблема безотходных производств в
объяснять причины
металлургии и охрана окружающей
многообразия
среды.
веществ,
зависимость их
Щелочные металлы. Положение
свойств от состава и
щелочных металлов в периодической
системе и строение атомов. Нахождение строения, а также
зависимость
в природе. Физические и химические

свойства. Применение щелочных
металлов и их соединений.
Щелочноземельные
металлы. Положение
щелочноземельных металлов в
периодической системе и строение
атомов. Нахождение в природе.
Кальций и его соединения. Жесткость
воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в
периодической системе и строение его
атома. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства
алюминия. Амфотерность оксида и
гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в
периодической системе и строение его
атома. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства
железа. Оксиды, гидроксиды и соли
железа(II) и железа(III).
Демонстрации. Знакомство с
образцами важнейших солей натрия,
калия, природных соединений кальция,
рудами железа, соединениями
алюминия. Взаимодействие щелочных,
щелочноземельных металлов и
алюминия с водой. Сжигание железа в
кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение
гидроксида алюминия и взаимодействие
его с кислотами и щелочами. Получение
гидроксидов железа(II) и (III) и
взаимодействие их с кислотами и
щелочами.
Практические работы
Решение экспериментальных задач по
теме «Элементы IА—IIIА-групп
периодической таблицы химических
элементов».
Решение экспериментальных задач по
теме «Металлы и их соединения».
Расчетные задачи. Вычисления по

применения веществ
от их свойств

химическим уравнениям массы, объема
или количества вещества одного из
продуктов реакции по массе исходного
вещества, объему или количеству
вещества, содержащего определенную
долю примесей.

9

Основы
органической
химии

Первоначальные представления об
органических
веществах Первоначальные сведения о
строении органических веществ.
Основные положения теории строения
органических соединений А. М.
Бутлерова. Изомерия. Упрощенная
классификация органических
соединений.
Углеводороды. Предельные
углеводороды. Метан, этан. Физические
и химические свойства. Применение.
Непредельные углеводороды. Этилен.
Физические и химические свойства.
Применение. Ацетилен. Диеновые
углеводороды. Понятие о циклических
углеводородах (циклоалканы, бензол).
Природные источники
углеводородов. Нефть и природный газ,
их применение. Защита атмосферного
воздуха от загрязнения. Спирты.
Одноатомные спирты. Метанол. Этанол.
Физические свойства. Физиологическое
действие спиртов на организм.
Применение. Многоатомные
спирты. Этиленгликоль. Глицерин.
Применение. Карбоновые кислоты.
Жиры. Муравьиная и уксусная кислоты.
Физические свойства.
Применение. Высшие карбоновые
кислоты. Стеариновая кислота. Жиры
— продукты взаимодействия глицерина
и высших карбоновых кислот. Роль
жиров в процессе обмена веществ в
организме. Калорийность жиров.
Углеводы Глюкоза, сахароза —
важнейшие представители углеводов.
Нахождение в природе. Фотосинтез.
Роль глюкозы в питании и укреплении
здоровья. Крахмал и целлюлоза —
природные полимеры. Нахождение в

формирование
представлений о
значении
химической науки в
решении
современных
экологических
проблем, в том
числе в
предотвращении
техногенных и
экологических
катастроф.

природе. Применение.
Белки — биополимеры. Состав белков.
Функции белков. Роль белков в
питании. Понятие о ферментах и
гормонах.
Полимеры — высокомолекулярные
соединения. Полиэтилен.
Полипропилен. Поливинилхлорид.
Применение полимеров.
Демонстрации.
Модели молекул органических
соединений, схемы, таблицы.
Горение углеводородов и обнаружение
продуктов их горения.
Образцы нефти и продуктов их
переработки.
Видеоопыты по свойствам основных
классов веществ.
Расчетные задачи. Установление
простейшей формулы вещества по
массовым долям элементов.

Тематическое планирование 9 класс
№

Тема(раздел)

1.
2
3.
4
5
6
7
8.
9.

Повторение основных вопросов 8 класса
Классификация химических реакций
Электролитическая диссоциация
Галогены
Кислород и сера
Азот и фосфор
Углерод и кремний
Общие свойства металлов
Важнейшие органические вещества
Итого:

Количество
уроков
3
7
7
5
6
9
9
12
10
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012)44-20-81, +7(3012)44-22-76, +7(3012) 44-08-71

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».