2. Цель и задачи создания фонда оценочных средств 2.1. Целью создания ФОС учебного предмета, курса, дисциплины является установление соответствия уровня подготовки учащихся на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины. 2.2. Задачи ФОС по предмету, курсу, дисциплине: - контроль и управление процессом приобретения учащимися необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО; - контроль и управление достижением целей реализации ООП; - оценка достижений учащихся в процессе изучения предмета, курса, дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий; - обеспечение соответствия результатов обучения через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс школы. 3. Задачи фонда оценочных средств 3.1. Фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОП. Оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся. 3.2. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОП создаются настоящие фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 3.2.1. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по предмету по индивидуальной инициативе учителя. Данный вид контроля стимулирует у обучающихся стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины, овладению компетенциями. Совокупность оценок по текущему контролю знаний является основой четвертной или полугодовой отметки. 3.2.2. Текущая и промежуточная аттестация обучающихся по предмету или курсу осуществляется в рамках «Положения о промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ СОШ № 42». 3.3. При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ФГОС. 3.4. Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания: - объекты оценки должны соответствовать поставленным образовательными программами целям обучения; - использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений учителями-предметниками; - объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями. 3.5. Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС, являются: - предметная направленность (соответствие предмету изучения учебной дисциплины; - содержание (состав и взаимосвязь структурных единиц); - объём (количественный состав оценочных средств, входящих в ФОС) должен соответствовать рабочему времени контроля; - качество оценочных средств (КОС) и ФОС в целом, должно обеспечивать получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями. 4. Разработка фонда оценочных средств 4.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля разрабатываются по каждому предмету учебного плана учителями-предметниками. Фонд оценочных средств для контроля на уровне администрации разрабатывается заместителем директора по УВР и руководителями МО. 4.2. При составлении, согласовании и утверждении комплекта КОС должно быть обеспечено его соответствие: - Федеральному государственному образовательному стандарту; - учебному плану; - рабочей программе учебного предмета; - образовательным технологиям, используемым в преподавании учебного предмета. 5. Формирование и утверждение ФОС 5.1. ФОС по предмету, курсу, дисциплине должен формироваться на ключевых принципах оценивания: - валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения); - надежности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений); - справедливости (разные учащиеся должны иметь равные возможности добиться успеха); - своевременности (поддержание развивающей обратной связи); - эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам). 5.2. При формировании ФОС по предмету, курсу, дисциплине должно быть обеспечено его соответствие: - ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ООО, ФГОС СОО; - ООП и учебному плану МАОУ СОШ № 42 - рабочей программе предмета, курса, дисциплины; - образовательным технологиям, используемым в преподавании данного предмета, курса, дисциплины. 5.3. Назначение оценочного средства определяет его использование для измерения уровня достижений учащихся установленных результатов обучения по одной теме (разделу) и/или совокупности тем (разделов), предмету, курсу, дисциплине в целом. 5.4. В состав ФОС в обязательном порядке должны входить оценочные средства, указанные в рабочей программы предмета, курса, дисциплины. 5.5. Включение других оценочных средств в ФОС осуществляется по решению преподавателя, ведущего предмет, курс, дисциплину. 5.6. ФОС формируется по каждому предмету, курсу, дисциплине. 5.7. ФОС формируется из оценочных средств, разработанных авторскими коллективами УМК, планируемых результатов НОО, ООО, СОО, примерных программ по предметам. 5.8. ФОС формируется на бумажном и электронном носителях и хранится у учителя, обеспечивающего преподавание данного предмета, курса дисциплины. 5.9. ФОС рассматривается на заседании методического объединения школы, согласовывается с заместителем директора по УВР. 5.10. Решение об актуализации, изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в ФОС принимается составителем и отражается в листе регистрации изменений. 5.11. При использовании ФОС в учебном процессе учитель имеет право вносить изменения в текст контрольной работы, самостоятельной работы и т.п. 6. Типы и формы контроля Согласно нормативным документам оценка качества освоения образовательных программ НОО, ООО, СОО включает: − текущий контроль успеваемости; − промежуточную аттестацию обучающихся; − государственную (итоговую) аттестацию выпускников. 6.1. Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении учебной четверти. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной картины достижений и успешности усвоения обучающимися учебной программы на данный момент времени. Текущий контроль знаний учащихся может представлять собой: − опрос (устный или письменный); − выполнение лабораторных, практических и иных работ; − контрольная работа; − тестирование; − защита самостоятельной работы учащегося (реферата, проекта, исследовательской работы и др.); − другое. 6.2. Промежуточная аттестация как правило осуществляется в конце четверти или может завершать изучение как отдельного предмета, курса, дисциплины (модуля), так и его раздела (разделов). 6.3. Государственная (итоговая) аттестация служит для проверки результатов обучения в целом. 7. Структура и содержание фонда оценочных средств. 7.1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой образовательной программы, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения. 7.2. Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты контрольно-оценочных средств, разработанные по каждому учебному предмету, входящему в учебный план школы в соответствии с ФГОС. 7.3. Структурными элементами фонда оценочных средств могут являться: - перечень фонда оценочных средств; - комплект текстовых заданий, разработанных по учебному предмету; - комплект других оценочных материалов (рабочих тетрадей, печатных сборников тестов и контрольных работ, типовых задач (заданий), нестандартных задач (заданий), наборов проблемных ситуаций, сценариев деловых игр и т.п.), предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на определённых этапах обучения. 7.4. Комплект оценочных средств по каждому предмету или курсу должен соответствовать разделу рабочей программы и включать тестовые задания и другие оценочные средства по каждому разделу дисциплины. Каждое оценочное средство по теме должно обеспечивать проверку усвоения конкретных элементов учебного материала. 7.5. В комплекте тестовых заданий желательно использовать все формы тестовых заданий, а именно: выбор одного варианта ответа из предложенного множества, выбор несколько верных вариантов ответа из предложенного множества, задания на установления соответствия, задания на установление правильной последовательности, задания на заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма задания), творческая форма задания, графическая форма тестового задания. 8. Ответственность за разработку и хранение фонда оценочных средств 8.1 Печатный экземпляр фонда оценочных средств хранится в составе учебнометодических комплексов по предметам. 8.2. Авторы-разработчики несут ответственность за нераспространение оценочных средств среди учащихся, родителей ( законных представителей). 8.3. Фонд оценочных средств, реализуемый в школе, является собственностью школы. Приложение 1 Паспорт оценочных средств по учебному предмету _______________________ Класс _________________________ № Наименование Контролируемые разделы (темы) предмета* п/п оценочного средства 1 2 3 4 5 6 Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы предмета. Приложение 2 (рекомендуемое) Примерный перечень оценочных средств Наименование оценочного средства 1 Контрольная работа Портфолио Проект Краткая характеристика оценочного средства 2 Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида. С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы. Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу. Домашняя контрольная работа дается 1-4 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности. Целевая подборка работ учащегося, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах, во внеурочной деятельности. Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Представление оценочного средства 3 Комплект контрольных заданий по вариантам Структура портфолио Темы групповых и/или индивидуаль ных проектов Дидактический комплекс, предназначенный Рабочая для самостоятельной работы обучающегося тетрадь, и позволяющий оценивать уровень усвоения зачетная им учебного материала. тетрадь, комплексная тетрадь для контроля знаний и т.п. Различают задачи и задания: Разноуровневые а) репродуктивного уровня, задачи и задания позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинноследственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Продукт самостоятельной работы Реферат учащегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебноисследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Продукт самостоятельной работы Доклад, учащегося, представляющий собой сообщение публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебноисследовательской или научной темы Частично регламентированное задание, Творческое имеющее нестандартное решение и задание позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Система стандартизированных заданий, Тест позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений Образец тетради Комплект разноуровневых задач и заданий Темы рефератов Темы докладов, сообщений Темы групповых и/или индивидуаль ных творческих заданий Комплект тестовых заданий обучающегося. Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных учащимися навыков и умений. Средство, позволяющее оценить умение Эссе обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. На уроках физической культуры Нормативы по физической контрольные нормативы и испытания являются основным инструментом культуре определения качества физической подготовленности учащихся. Диктант используется как форма Диктант опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового. Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися. Зачет проводится для определения Зачет достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения. Тренажер Комплект заданий для работы на тренажере Тематика эссе Комплект учебных нормативов Комплект заданий Комплект заданий Самостоятель ная работа Практическая работа Лабораторная работа Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах. Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся. Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя. Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д. Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест. Нетрадиционные виды контроля Комплект заданий вариантам по Темы групповых и/или индивидуаль ных заданий Темы групповых и/или индивидуаль ных заданий Кроссворд, ребус, шарада Викторина Кроссворды (ребусы, шарады) применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25. Этот метод проверки только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им. Совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут. Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем. Комплект заданий Комплект заданий